Up::[[Шаг 5 ⚡️ Создание преимуществ 🟡]]
#исследование
>[!tip] В чем нуждаются слушатели ?
> ~~Customer Development~~ КасДев — это качественное исследование, которое поможет собрать данные о мотивах поведения и потребностях слушателей. Является частным случаем метода Глубинное интервью, и
>[!warinig] Не является частью методологии [[Стив Бланк - Создание рынка (Customer Development)]]
Метод интервью тестирования гипотезы помогает ответить на следующие вопросы: нужен ли слушателям этот продукт? решает ли он их проблемы? на какие особенности продукта они готовы тратить время и деньги? как потенциальным слушателям будет удобно использовать продукт? Глубинное интервью помогает опереться действительно на мнение потенциальных пользователей, а не на собственную интуицию.
**Этапы глубинного интервью**
1. Сформулируйте гипотезы о незакрытых потребностях.
2. Определите сегменты целевой аудитории. Формируйте группы по моделям поведения, учитывая привычки, данные прошлого опыта.
3. Составьте вопросы.
4. Найдите потенциальных респондентов через различные каналы: знакомых, мероприятия, социальные сети, каналы конкурентов.
5. Интервьюируйте.
6. Анализируйте результаты.
Почему важно проводить кастдев и разговаривать с целевой аудиторией? Приведем в пример два кейса, в которых после кастдева изменилась гипотеза.
| | Кейс 1. Обучение отдела продаж | Кейс 2. Обучение студентов английскому языку |
| ----------------------- | ---------------------------------------------------------------------------------------- | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
| Дано | Продавцы хорошо продают основной продукт, но плохо — смежные продукты компании. | Студенты не посещают занятия английского языка, несмотря на то что они построены живо, интересно, на ау- тентичном материале. |
| Гипотеза | Продавцы плохо знают продукты. | Английский нужен студентам для общения и просмотра фильмов в оригинале. |
| Гипотеза после кастдева | Продавцы не верят в ценность смежных продуктов. | Английский нужен студентам для стажировки за рубежом. |
| Результат | Включить в образовательные цели формирование понимания ценности всех продуктов компании. | Включить в обучение упражнения на прохождение собеседований, написание резюме, а также приглашать рекрутеров из компаний-партнеров. |
#### **Как составить вопросы для кастдева?**
Важное правило: не задавайте вопросов о своем продукте или его идее. Спрашивайте респондента о его проблемах, прошлом опыте, потребностях и желаниях.
|Плохие вопросы для кастдева|Хорошие вопросы для кастдева|
|---|---|
|- Вы купили бы курс, который повысит вашу уверенность в себе?<br>- Вы бы заплатили X рублей за этот курс?<br>- Вам было бы интересно получить такой курс в подарок?|- Когда в последний раз вы сталкивались с неуверенностью в себе?<br>- Как вы решали эту проблему?<br>- С какими трудностями вы столкнулись, решая эту проблему раньше?|
**Советы для эффективного кастдева**
- Беседа должна длиться не более 30 минут, чтобы ни вы, ни респондент не утомились и не потеряли фокус внимания.
- Включайте в интервью только те вопросы, которые помогают проверить гипотезу.
- Задавайте открытые вопросы, а не закрытые.
- Комбинируйте вопросы об общем и частном.
- Спрашивайте только про личный опыт.
- Не выносите оценочных суждений и не спорьте.
- Не пытайтесь продать продукт.
- Не стесняйтесь уточнять слова и понятия, которыми оперирует респондент. Вы можете по-разному их понимать.
> В конце интервью спросите, о чем еще важно сказать респонденту, но вы не спросили; о чем вы еще не поговорили, а это важно для него. В ответе могут быть главные инсайты потребностей слушателя.