В этом чек-листе собраны самые основные ошибки и упущения при создании и развитии отделов продаж, благодаря которым вы теряете деньги и недозарабатываете большую часть прибыли.
# Проверка менеджеров по продажам
- [ ] У вас нет регулярного тестирования по продуктам;
- [ ] У вас нет рефреш-тренингов по продукту;
- [ ] У вас нет учебников по продукту;
- [ ] У вас нет учебников по процессам внутри компании;
- [ ] Знания по продукту не привязаны к мотивации менеджеров;
- [ ] Вы/РОП не прослушиваете звонки менеджеров на постоянной основе;
- [ ] Менеджеры говорят с клиентами не на языке ХПВ (Характеристикипреимущества-выгоды);
- [ ] Менеджеры не знают дополнительных преимуществ продукта/компании;
- [ ] Менеджеры не знают историю компании, награды, ключевых клиентов и успешные кейсы компании;
- [ ] Менеджеры не говорят о выгодах, которые получит клиент от работы с компанией;
- [ ] Менеджеры не используют СПИН-технологии;
> [!NOTE]
> СПИН-технологии в продажах (SPIN-selling) — техника продаж, основанная на 4 типах вопросов: ситуационные, проблемные, извлекающие, направляющие.
- [ ] Менеджеры сдаются, когда встречаются с конкурентом;
- [ ] Если клиент не хочет покупать продукт или услугу, менеджеры кладут трубку и не формируют потребность, ждут горячего клиента;
- [ ] Сделки у менеджеров находятся в подвешенном состоянии дольше длины сделки;
- [ ] Длина сделки не контролируется автоматически;
- [ ] По каждому клиенту нет понимания по принятию решения;
- [ ] Маленький средний чек;
- [ ] Вы видите, что заходят топовые компании, но покупают мало;
- [ ] В разговоре с клиентов менеджер не выясняет текущий потенциал клиента;
- [ ] Нет процесса квалификации клиента по крупности и потенциалу;
- [ ] Менеджеры не знают ответ на вопрос – «[[Что такое переменные торга]]?»;
> [!NOTE] Переменные торга — это запланированные уступки, на которые компания готова пойти на переговорах.
- [ ] Менеджеры легко соглашаются на уступки клиентов;
- [ ] Менеджеры падают в цене;
- [ ] Нет дополнительных полей интереса с клиентом;
- [ ] Когда уступают клиенту, менеджеры ничего не просят взамен;
- [ ] Менеджеры не знают наизусть бизнес-процесс продаж и промежуточные цели на этапах процесса;
- [ ] Менеджеры не работают с возражениями клиента три раза;
- [ ] Менеджеры занимают позицию «не на равных» в работе с клиентом (можно, удобно ли, позвольте и тд.);
- [ ] Не ставят цели по SMART перед каждым действием по каждому клиенту.
> [!NOTE] [[SMART]] – метод описания цели, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определенность по срокам.
# Проверка системы работы с клиентами
- [ ] Одни и те же сотрудники занимаются привлечением новых и обслуживанием текущих клиентов;
- [ ] Вы не можете точно сказать, сколько новых клиентов привлекли за последний год;
- [ ] Вы не можете посчитать, какая конверсия была из лидов в продажи;
- [ ] Вы не строите отдельную воронку продаж по привлечению новых клиентов;
- [ ] Нет отчета с причинами отвала по воронке продаж;
- [ ] Нет отчета по отказавшимся от работы (в сервисных или проектных продажах);
- [ ] Нет скрипта по возврату клиентов;
- [ ] РОП не знает кто и по какой причине отвалился;
- [ ] Нет регулярной работы по возврату клиентов;
- [ ] Ваш РОП не знает, что такое NPS;
- [ ] Нет ежемесячного отчета по NPS;
- [ ] Вы не задаете нейтральным клиентам вопрос,что сделать, чтобы дальше было 10;
- [ ] Вы не знаете свой рейтинг NPS;
- [ ] Сделки у менеджеров находятся в подвешенном состоянии дольше длины сделки;
- [ ] Длина сделки не контролируется автоматически;
- [ ] Вы не получите рекомендации от довольных клиентов;
- [ ] Нет процесса квалификации клиента;
- [ ] Нет определения целевого портрета клиента;
- [ ] У вас не делается ABCXYZ-анализ клиентской базы на регулярной основе;
> [!NOTE] [[ABCXYZ Анализ клиентской базы]]
> Группа А – клиенты c наибольшими объемами закупок
> Группа В – контрагенты со средними закупками
> Группа С – клиенты с небольшим объемом закупок
> Категория X – те, кто чаще всего обращается к вам
> Категория Y – контрагенты с нерегулярными обращениями
> Категория Z – те, кто совершает единичные покупки
- [ ] Вы не знаете сколько клиентов мигрировало из категории в категорию;
- [ ] Нет консолидированного сбора данных по переходам с этапа на этап с текущими и новыми клиентами;
- [ ] У вас не стоят индивидуальные планы по каждому клиенту;
- [ ] Рост в каждом клиенте по ассортименту и UP-sell не запланирован;
- [ ] Планы продаж не декомпозированы на новых и текущих клиентов;
- [ ] У сотрудников нет мотивации по регулярным продажам по текущей клиентской базе;
- [ ] Вы не замеряете долю по потенциалу Up-sell (поднятие суммы продажи) и cross-sell (перекрtстные продажи – продажа товаров из других категорий, продажа сопутствующих товаров) в текущей клиентской базе;
- [ ] На вопрос по каждому клиенту, сколько он покупает у других тот же товар, у вас нет ответа;
- [ ] Вы не ведете работу над точками контактов с клиентами.
# Проверка мотивации отдела продаж
- [ ] Нет принципа Дарвина при расчете заработка менеджеров по продажам ([[Принцип Дарвина в Продажах]]);
- [ ] Те, кто выполняет план получают выше рынка труда, а кто не выполняет – ниже рынка труда.
- [ ] Нет принципа прозрачности;
- [ ] Нет принципа больших порогов;
> [!NOTE] Например: за выполнение менее 80% плана менеджер не получает бонусы (даже в том случае, если не хватило несколько тысяч); за выполнение 80-100% плана – плюс 40% от оклада; за 100-120% плана – плюс 60%
- [ ] Нет принципа 3-5 составных частей в KPI менеджеров;
> [!NOTE] В KPI у менеджера по продажам должно быть минимум 3 и максимум 5 показателей, который он должен достичь. Например: объем продаж, средний чек, объем скидок.
- [ ] Высокий оклад;
- [ ] Не учитывается план продаж при премировании менеджеров;
- [ ] Нет системы конкурсов;
- [ ] Руководитель или сотрудник ответственный за план продаж шантажирует вас;
- [ ] Вы не понимаете, как лучший менеджер делает результат;
- [ ] У вас один или два линейных сотрудника на типовые задачи или один руководитель отвечает за одни задачи;
- [ ] Вы не можете уволить сотрудника и заменить на другого;
- [ ] Ваш сотрудник получает больше вас (менеджер получает более 120 000 рублей, руководитель более 200 000);
- [ ] У вас три менеджера, но все выполняют разные функции;
- [ ] На доске в отделе продаж ничего не написано;
- [ ] РОП не выделяет лузеров и виннеров;
- [ ] Нет визуального представления достижения планов в CRM;
- [ ] Результаты конкурсов не отражаются на доске;
- [ ] Отчеты по продажам не высылаются всем сотрудникам;
- [ ] Выполнение плана не регулярно;
- [ ] Месяц менеджеры делают план, месяц — нет;
- [ ] Нет отчетности по промежуточным показателям эффективности;
- [ ] Нет системы мотивации на промежуточные показатели эффективности;
- [ ] Отчетность по новым и текущим клиентам не разделена;
- [ ] Низкие показатели по активности продаж в сравнении с эталонными компаниями;
- [ ] Рынок со слабой конкуренцией;
- [ ] Нет системы контроля активности продаж;
- [ ] Нет системы измерения конверсионных показателей.
# Проверка руководителя отдела продаж
- [ ] Нет закрытых руководителем сделок;
- [ ] Менеджеры просят руководителя позвонить клиенту — он отказывается;
- [ ] Руководитель линейный дистанцируется и строит систему продаж, не может показать своим примером;
- [ ] Нет PDCA-цикла;
> [!NOTE] [[PDCA-цикл]] — это работа над постоянным улучшением бизнеса (PlanDo-Check-Act): планирование – осуществление – проверка – претворение в жизнь)
- [ ] Нет ежедневных, еженедельных, ежемесячных sales- meeting планерок;
- [ ] Нет декомпозиционных планов по качественным или количественным критериям, по текущим или по новым клиентам;
- [ ] У РОПа нет компетенции внедрения изменений, как ключевой компетенции развития бизнеса в современной среде;
- [ ] У руководителя нет желания или технологии как стать No1
# Проверка системы обучения и найма
- [ ] Не настроен процесс подбора менеджеров по продажам;
- [ ] Вакансии менеджеров по продажам не закрываются по плану;
- [ ] Нет воронки подбора;
- [ ] Текущих менеджеров сложно заменить;
- [ ] Нет холодного поиска менеджеров;
- [ ] Нет программы «Приведи друга»;
- [ ] У вас нет обучения по продажам;
- [ ] Ваши тренинги не разбиты по этапам процесса работы менеджера У вас нет листов развития;
- [ ] По вашим листам развития сотрудников не осуществляется работа с менеджерами;
- [ ] Есть проблемные этапы в воронке;
- [ ] Нет программ, нацеленных на обработку проблемных точек;
- [ ] Не оценивается эффективность перехода с этапа на этап в разрезе менеджеров (время работы, качество работы);
- [ ] Нет системы оценки и стандартов работы в виде поведенческих индикаторов.
# Проверка наличия инструментов отдела продаж
- [ ] Есть сделки с просроченными задачами;
- [ ] Есть сделки без задач;
- [ ] Работа ведется из контрагентов, не из сделок;
- [ ] Не внедрена СRМ;
- [ ] Нет методических материалов по работе с СRМ (методички);
- [ ] Нет интеграции с сайтом (не все контакты в СRМ);
- [ ] Не все сделки ведутся в СRМ;
- [ ] Нет интеграции с сотовым телефоном;
- [ ] Часть отчетов заполняется вручную;
- [ ] Нет настроенной воронки;
- [ ] Не разработаны единые скрипты.
> [!NOTE] Чек-лист составлен на основе материалов компании Oy-li
Источник: [[PSF/📚 Библиотека/likbez_po_prodayoam_fin.pdf]]
%%
Next::[[5 способов монетизировать клиентскую базу]]
%%