Каталог: `=this.file.folder` Up::[[Книги по Фасилитации]] [Michael Wilkinson](https://www.amazon.com/Michael-Wilkinson/e/B001KHIHVQ/ref=dp_byline_cont_book_1) (Author)  # The Executive Guide to Facilitating Strategy Paperback – October 3, 2011 [[THE SECRETS OF FACILITATION]] ## Фасилитация Процессы высокого уровня - Стратегическое планирование - Реинжиниринг - Анализ требований - Разработка процедур - Поток создания ценности - Разрешение вопросов - Тимбилдинг - Улучшение процессов - Планрование программ Процессы как структурыне единицы - Категоризация, Определение приоритетов, Генерация идей , Сбор Фактов , Получение обратной связи, Инструменты для обеспечения качества, запросы, Отчетность, Решение проблемм Осново полагающие навыки - Начало встречи - Задавние вопросов - ==Фокусировка группы == - ==Энергетизация группы == - Разработка повестки дня - ==Управление непродуктивным поведением == - Подготовка - Запись - Завершение встречи - Поиск консенсуса Содержание Предисловие партнеров издания Предисловие ко второму изданию # Введение. Главный секрет Применение главного секрета фасилигации Главный секрет фасилитации ![[Pasted image 20230806114133.png]] Решение подготовленное консультантами на 100% , работает лишь на 15% Решение разработанное командой на 85%, работает на 50% а при правильном управлении и на 120% >[!note] ED = RD x CD Эффективноcть решения (Effective Decision) = равно произведению правильного решения (Right decision) на уровень приверженности этому решению Роберт Завацки transforming the mature IT organization - Хочу изучить - Техника Группового интервью ## Принципы SMART-фасилитации ![[Pasted image 20230806115330.png]] Сокращение от англ. S tructured M eeting A nd R elating T echniques – структурированные техники проведения сессий и выстраивания связей, при этом слово «smart» переводится как «умный». – Прим. ред - Еще несколько применений секретов фасилигации - Что эта книга даст вам - С чего начать # Глава 1 В чем состоит роль фасилитатора Функции фасилитатора - Роль Консультанта - помогает когда группа или команда не может справится - роль менеджера - Форимрует повестку , задает правила и иницирует обсуждеие - однако вмешивается только когда это необходиом - роль лидера - Менеджер + вовлекает участников в работу - Участвующий лидер Менеджер + Лидер + активно участвует в дисскуссии высказывает мнение и если не согласен с кем то из участников не скрывает этого. Когда уместна фасилитация - Была выявлена важная проблема - Решение не очевидно с первого взгляда. - Для успешного решения проблемы необходимо согласие >[!danger] №2 Секрет уместности фасилитации Фасилитация бывает нужна в случаях, когда в дискуссию вовлечено несколько человек и от них требуется понимание проблемы и согласие по ключевым вопросам. Определение: что такое фасилнтацнонная сессия В чем состоят обя занности фасилитатора ### Душа фасилигации • **Фасилитаторы заботятся о людях.Humble** Они ценят участников встречи, их точку зрения и их вклад в общее дело. Они хотят, чтобы каждый ушел с мероприятия с ощущением того, что ему здесь были рады, что его услышали и поняли. Фасилитаторы формулируют позитивные утверждения и демонстрируют заботу об участниках на словах и на деле. • **Фасилитаторы хотят помочь.** Само слово «фасилитатор» происходит от латинского facil, означающего «облегчать, содействовать». Фасилитаторы получают огромное удоволь- ствие от того, что могут быть полезны. Они с радостью используют свой опыт, чтобы помочь другим достигнуть успеха. • **Фасилитаторы отодвигают свое «я» в сторону.** Они признают свою служебную роль, отдают себе отчет, что их точка зрения несущественна и что их ценность определяется лишь способностью помогать группе в достижении ее целей, а не целей самого фасилитатора. Фасилитаторы не расстраиваются, если участники ведут себя не лучшим образом. Они не принимают сомнения в успехе встречи ### Когда фасилитация не нужна - Когда решение уже принято![[Фасипуляция]] - Когда участники не заинтересованы в общем решении или недостаточно доверяют друг другу, чтобы выработать его вместе.** - Когда время не позволяет использовать подход, основанный на работе фасилитатора. Фасилитация в наши дни - Международная ассоциация фасилитаторов : http://iaf-russia.org. https://www.iaf-world.org/site/chapters/russia - ![[Применение фасилитации для получения согласия со стратегическим планом]] - Чеклист для понимания сути фасилигации и ролей фасилитатора Упражнение для развития навыков ## Вопросы 1 Роль фасилитатора - Set the tone - Как переключаться между режимами (шляпами мышления) ? # Глава 2 Секреты задавания вопросов ### Начальный вопрос > Начальный вопрос – это вопрос, который фасилитатор задает, чтобы начать дискуссию. > Обычно начальный вопрос используется при обсуждении каждого пункта повестки дня. >[!faq] Способность группы ответить сильно зависит от качества вопроса, который задает фасилитатор. >[!danger] #3 Секрет начального вопроса Удачные начальные вопросы рождают образы ответов. Вопрос типа А: «Прежде всего нужно поговорить об исходных данных. Какими они должны быть в случае с составлением графика?» - Задаются автоматически - Что хочет узнать фасилитатор. Когда люди молчат , значит неправильно заданный вопрос ? Вопрос типа B: «Если вам будет нужно разработать школьное расписание, какая информация вам потребуются?» >[!tip] GPT - Перефразируй вопрос так чтобы он создавал образ результата ? ![[⛏ Создание отличного начального вопроса]] [[Примеры начальных вопросов]] #### Слова можно, стоит, необходимо и будет | «Можно» | Фраза «Что можно сделать…» не предполагает никаких ограничений. Используйте ее для генерирования максимального количества идей. | | ------------ | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | «Стоит» | Фраза «Что стоит сделать…» подразумевает некоторую готовность к действию, но не предполагает конкретной ответственности за него. Используйте ее, когда группа еще не взяла на себя обязательства сделать что-то. | | «Необходимо» | Фраза «Что необходимо сделать…» предполагает, что группа должна выявить лишь самые важные задачи. Очевидно, что в этом случае количество обсуждаемых тем будет меньше, а участники в каком-то смысле возьмут на себя ответственность. | | «Будет» | Фраза «Что будет сделано…» значит, что мы должны сосредоточиться лишь на тех действиях, которые добровольно обязуемся совершить. Соответственно, количество этих действий будет еще меньше | | | | >[!example] «Представьте себе, что вы едете в лифте с одним из наших инженеров. Он смотрит на вас и спрашивает: “Почему мы тратим время на заполнение оценочных документов? Мы и так уже утонули в процедурах, связанных с квалификационной оценкой, а теперь вы втягиваете нас еще и в оценку организации. Зачем?» Я знал, что ответ помощника вице-президента задаст тон всей оставшейся части собрания. И он искренне удивил меня, показав хорошее чувство юмора! Это было потрясающе, потому что прежде я никогда не видел улыбки на его лице. ### Реагирующие вопросы (!направляющие) > фасилитаторы используют реагирующие вопросы в нескольких случаях: для признания, уточнения, критической оценки, подтверждения, исследования и перенаправления. >... >Реагирующие вопросы используются для того, чтобы помочь группе лучше проработать и понять сделанные некоторыми участниками комментарии. >... >Обратите внимание на то, что в каждом случае не-фасилитатор делает заявление, тогда как фасилитатор задает вопрос. ![[Pasted image 20230806140820.png]] TBD Какой вопрос задать когда участник не искреннен ? - Вопрос к участнику ? Почему это важно ? Уточняющий - Вопрос к группе . Какие есть еще варианты ? >[!danger] №4 Секрет направления группы >Направляйте группу с помощью вопросительных, а не утвердительных фраз. >[!faq] Connect before redirect ? ### Как подсказать группе идею >[!danger] №5 Секрет передачи идей участникам встречи >Предлагая свою идею, попросите участников сформулировать ее преимущества и то, какими словами ее стоит записать. - Применение техник задавания вопросов - Последнее замечание относительно задавания вопросов Чеклист для задавания вопросов Упражнения по развитию навыков # Глава 3 Секреты подготовки ## Пять «П» процесса подготовки >[!danger] №6 Секрет подготовки: пять «П» Во время подготовки определите пять «П»: поставленную цель (Purpose), продукт (Product), приглашенных людей(People) , проблемы (Problem) и процесс (Process). ![[5P подготовки встречи (сессии)]] ### Все дело в цели Вопросы помогающие прояснить цель - Зачем мы проводим эту сессию? Какова ее общая задача? - Почему вы решили, что сегодняшняя встреча необходима? Какие проблемы вы пытаетесь решить? - Откуда вы знаете о наличии проблемы? Как она проявляется? - Какими могут оказаться последствия, если эта проблема не будет решена? >[!danger] №7 Секрет хорошей цели Ясная цель обеспечивает надежную основу для принятия решений. ### Определение продукта Представление о продукте позволяет превратить ***туманные заявления о цели*** в набор четких и понятных результатов, определяющих степень ее достижения. Большинство формулировок цели представляют собой заявление о намерениях. В случае с большинством фасилитационных сессий продукты представляют собой конкретные результаты, такие как решение, отчет или план действий. Есть также продукты, связанные с интеллектуальной деятельностью или отношениями. К первым, например, относится глубина знания предмета или понимание перспективы. Примеры продуктов, связанных с отношениями, включают улучшение коммуникации между отделами и повышение доверия. >[!danger] №8 Секрет определения продукта фасилитационной сессии: результат, знания, убеждения Для определения продуктов фасилитационной сессии задайте вопрос: «Какие элементы, отсутствующие перед началом мероприятия, должны появиться: в руках людей (результаты), в их головах (знания) или сердцах (убеждения)?» ### Отбор участников Решение проблемы - Вы пытаетесь решить проблему, выбирая из нескольких возможных вариантов - 3-9 Группа достаточно мала для того, чтобы можно было услышать каждого ее члена и тщательно обсудить различные точки зрения - Создание нового Вы ищете решение или разрабатываете новый метод (к примеру, улучшаете какой-либо процесс) - 7-16 Группа достаточно мала для того, чтобы можно было быстро найти решение довольно сложных проблем, однако достаточно велика для того, чтобы в ней присутствовали представители всех заинтересованных подразделений - Определение направления Вы описываете некие широкие направления (к примеру, занимаетесь стратегическим планированием) - 12-24 Группа достаточно велика для того, чтобы можно было собрать разнообразные идеи, однако не настолько, чтобы обсуждение стало неуправляемым - Обзор Вы изучаете и комментируете результаты ранее проведенной работы (к примеру, проводите собрание на тему текущего продвижения работы) - 2-100+ Поскольку сессия предназначена прежде всего для изучения и комментирования (а не для выработки решений создания чего-то нового или поиска направления), размер группы ограничен лишь организационными соображениями, к примеру размером комнаты #### Характеристики членов команды - понимать суть обсуждаемой проблемы; - быть заинтересованы в ее решении; - иметь полномочия принимать решения или давать рекомендации; - восприниматься коллегами как лидеры мнений; - терпимо относиться к мнениям других людей. Выявление возможных проблем Подготовка процесса Уведомление о встрече ### Особая тема: работа с организатором встречи >[!danger] №9 Секрет беспроблемного присутствия организатора на встрече Договоритесь с организатором, что по любому обсуждаемому вопросу он не будет высказываться ни первым, ни вторым, ни третьим. ### Применение пяти «П» #### Применение пяти «П» во время общения с клиентом Как стоит использовать пять «П» в подобной ситуации? Просто перефразируйте основ- ные вопросы. • «Почему я хочу встретиться с этим клиентом?» (поставленная цель). • «Какой конкретный исход или решение я хочу получить в результате встречи?» (про- дукт). • «Кто будет присутствовать на встрече со стороны клиента и со стороны нашей органи- зации? (приглашенные участники). • «Какие ключевые темы захочет обсудить клиент?» (проблемы). • «Как убедиться в том, что мы достигли желаемого?» (процесс). Возможно, лучшие продавцы уже и так спрашивают себя об этом. Однако всем осталь- ным важно сосредоточиться на перечисленных выше вопросах – что почти гарантированно поможет достичь лучших результатов! Чеклист для подготовки Упражнение для развития навыков # Глава 4 Открытие сессии - [x] #t СФ Глава 4 Открытие сессии [due:: 2023-08-08] Утверждение повестки дня группой Использование основных правил Использование парковочных досок Как правильно знакомить людей друг с другом Открытие собраний без фасилигации Когда нужно приходить на собрание Как начинать работу вовремя Применение секретов открытия встречи Чеклист для начала сессии Упражнение для развития навыков # Глава 5 Секреты концентрации - [ ] #t 📖 СФ Глава 5 Секреты концентрации Концентрация группы: использование контрольных проверок Расширенная контрольная проверка Как ра зогревать группу **[[Точные, ясные и осмысленные указания (PeDeQs)]]** Как сохранить направление движения Управление малыми группами Применение секретов концентрации Чеклист для концентрации группы Упражнение для развития навыков # Глава 6 Как фасилитаторы злоупотребляют маркером - [ ] #t 📖СФ Глава 6 Как фасилитаторы злоупотребляют маркером Как фасилитаторы злоупотребляют маркером Использование маркера без злоупотребления Имейте представление о том. что именно нужно записывать Как вести записи Стратегии, позволяющие избегать пауз во время записи Дополнительные техники записи Семь смертных грехов фасилитатора Применение секретов записи Чеклист для записи Упражнение для развития навыков # Глава 7 Понимание основных функций по сбору и обработке - [ ] #t 📖 СФ Глава 7 Сбор и обработка [priority:: high] Понимание основных функций по сбору и обработке информации Понимание типов групп Что такое порядок обработки Сбор и обработка информации Сбор фактов Категоризация Исследование Генерирование идей Определение приоритетов Отчетность Получение обратной связи Дополнительные стратегии сбора и обработки информации Применение секретов, связанных со сбором и обработкой информации Чеклист для сбора и обработки информации Упражнение для развития навыков # Глава 8 Обзор проделанной работы и личных целей Обзор проделанной работы и личных целей Подтверждение обязательства в отношении принятых решений Проработка списка вопросов Назначение ответственных за действия Какую информацию о сессии можно сообщать Оценка сессии Завершение сессии Разбор Что делать, если сессия не укладывается в оговоренные временные рамки Что делать, если сессия уже точно не завершится вовремя Частичное закрытие Чеклист действий фасилитатора при закрытии сессии Упражнение для ра звития навыков # Глава 9 Непродуктивное поведение - [ ] #t 📖 СФ Глава 9 Непродуктивное поведение Что такое непродуктивное поведение Методы сознательного предотвращения Методы раннего выявления Методы гладкого разрешения проблем Рекомендуемая реакция на различные типы непродуктивного поведения Когда происходит неожиданное Реагирование на ошибки и нападения Вознаградите человека за конструктивное поведение Полученные уроки Применение секретов управления непродуктивным поведением Чеклист по управлению непродуктивным поведением Упражнение для развития навыков # Глава 10 Определение консенсуса - [ ] #t 📖 СФ Глава 10 Определение консенсуса [priority:: medium] Определитесь с тем. как вы будете принимать решение Почему .люди не соглашаются друг с другом Инструменты достижения консенсуса Вернемся к семейному отдыху Применение секретов фасилитации к достижению консенсуса Чеклист по достижению консенсуса Упражнение для ра звития навыков # Глава 11 Энергия - [ ] #t 📖 СФ Глава 11 Энергия Как влияет энергия Демонстрируйте энергию с самого начала Как приспособиться к сонному времени Поддержание уровня энергии во время встречи Использование упражнений дтя тимбилдинга «Переправа через реку». Мое любимое упражнение Чеклист по поддержанию уровня энергии Упражнение для ра звития навыков ## Глава 12 Понимание процесса Использование стандартных повесток Адаптация повестки дня Разработка повестки дня с нуля Досконально изучите процесс. План фасилитации Оценка времени и его отслеживание Применение секретов фасилитации на первой встрече группы Чеклист по составлению повестки дня Упражнение для развития навыков ## Глава 13 Выбор п подготовка технологического средства Подготовка к встрече Начало встречи Проведение встречи Особые случаи Чеклист по виртуальным встречам Упражнение для развития навыков ## Глава 14 Фасилитация больших групп Фасилитация конференций Чеклист по фасилитации больших групп и конференций Упражнение для развития навыков Глава 15 Фасилитация межкультурных групп Введение Что такое культурная компетенция Применение секретов фасилитации к межкультурным группам Нарушение эффекта институциональной власти с помошью фасилитации Чеклист по фасилитации межкультурных групп Упражнение для развития навыков Глава 16 Введение Лучшие практические стратегии Упражнение для развития навыков Глава 17 Как применить секреты фасилитации, чтобы провести простую встречу Как применять секреты, будучи рядовым участником встречи Как применять секреты фасилитации к очень маленьким группам ***Как применять секреты фасилитации. будучи консультантом или специалистом в конкретной области*** Как стать сертифицированным фаснлитатором Нейтральная позиция фасилитатора: реальность или вымысел? Эпилог 70 секретов фасилитации Благодарности Об авторе # Материалы 📚 [[80 - Материалы Pdf/Материалы(PDF)/Vilkinson_M._Sekretyi_Fasilitacii_Smar.a4.pdf]] ## Связи Up::[[p11 📦 Экспертная фасилитация стратегической сессии 🟡]] Prev::[[📋 Чтение книг и цветовыделение (читать) 📖]] Next::[[PSF/5-Стратегические Сессии/📋 🟡 Техника подготовки к стратегической сессии]] СDate::[[23-08-06]] & updated for the last time : `=this.file.mtime` - - ⚪️ 🟡 🔴 🟢 🟠 🔵 ⚫️ ⚠️ 💡 ☕️