%%
ссылка на тизер (Пост SMM)
Каталог: `=this.file.folder`
📰
### Обратные ссылки без упоминания
```dataview
list from [[]] and !outgoing([[]])
```
& updated for the last time : `=this.file.mtime`
%%
**1. История появления**
![[Модель Кано - Подход к пониманию удовлетворенности клиентов 24-06-13 10.31.excalidraw.svg]]
%%[[Модель Кано - Подход к пониманию удовлетворенности клиентов 24-06-13 10.31.excalidraw.md|🖋 Edit in Excalidraw]]%%
Модель Кано была разработана японским профессором Нориаки Кано в 1980-х годах. Она возникла в результате исследования факторов, влияющих на удовлетворенность клиентов, и была впервые применена в сфере качества продукции и услуг. Модель Кано помогает организациям понять, какие аспекты продукта или услуги вызывают у клиентов удовлетворение, нейтральность или недовольство.
Эта модель заложила основу современного понимания Feature - Характеристики продукта или решения определяющего удовлетворенность и выбор покупателя.
**2. Основные принципы и примеры**
[[Удовлетворенность потребителей (клиентов)]]
![[Модель Кано - Подход к пониманию удовлетворенности клиентов 24-04-29 13.25.excalidraw.svg|450]]
%%[[Модель Кано - Подход к пониманию удовлетворенности клиентов 24-04-29 13.25.excalidraw|🖋 Edit in Excalidraw]]%%
Модель Кано классифицирует клиентские требования на пять основных типов:
- **Основные факторы (Must-be Quality)**: Эти факторы считаются обязательными; их отсутствие вызывает недовольство, но их наличие не приводит к увеличению удовлетворенности. Например, в автомобиле это может быть наличие тормозов.
- **Линейные факторы (One-dimensional Quality)**: Удовлетворенность от этих факторов увеличивается при улучшении качества, и падает при снижении. Например, чем выше скорость интернет-соединения, тем выше удовлетворенность пользователя. Как правило, именно по этим факторам клиенты сравнивают продукты между собой.
- **Факторы Восторга (Attractive Quality)**: Это характеристики, которые не ожидаются, но если они присутствуют, они могут сильно увеличить удовлетворенность клиентов. Примером может служить наличие системы автономного вождения в автомобиле.
- **Ложные факторы (Indifferent Quality)**: Эти характеристики не влияют на удовлетворенность или недовольство клиентов. Например, цвет внутренних кабелей в электронном устройстве, который обычно не виден пользователю.
- **Противоречивые факторы (Reverse Quality)**: Это особенности, которые могут вызвать недовольство при их наличии, но удовлетворение при их отсутствии. Примером может быть наличие сложного пользовательского интерфейса, который может разочаровывать некоторых пользователей, предпочитающих более простой интерфейс.
- Что русскому хорошо, то немцу плохо.
## Дополнительные факторы
- Демотиваторы (Bad Quality): Это текущие особенности продуктов , которые вызывают однозначное недовольство продуктом у клиентов. Например: Быстро ржавеющий кузов автомобиля.
- Сомнительные (Questionable Quality) — Возможности которые необходимо исследовать, так как если удастся раскрыть противоречие, они могут стать драйверами роста.
# **3. Когда может быть применено**
Модель Кано может быть применена при разработке новых продуктов, улучшении существующих товаров или услуг, а также при анализе клиентских предпочтений и определении приоритетов функций продукта. Она особенно полезна в ранних стадиях разработки продукта, когда важно определить, какие функции будут восприниматься рынком как добавляющие ценность.
## Исследование в виде опроса
•
![[Pasted image 20240429133222.png|400]]
## Анализ результатов опроса
![[Модель Кано - Подход к пониманию удовлетворенности клиентов 24-04-29 13.41.excalidraw.svg]]
%%[[Модель Кано - Подход к пониманию удовлетворенности клиентов 24-04-29 13.41.excalidraw|🖋 Edit in Excalidraw]]%%
## Влияние на принятие решения о покупке
| Влияние на принятие решения о покупке | Фактор удовлетворенности |
| --------------------------------------------------------- | -------------------------------------------- |
| Квалификатор | Основные факторы (Must-be Quality) |
| Определяющие выбор (Order Winner) | Одномерные факторы (One-dimensional Quality) |
| Факторы виральнотси (Future Order Winner) | Факторы лояльности (Attractive Quality) |
| Преимущество для одних сеементов и демотиватор для других | Противоречивые факторы (Reverse Quality) |
# **4. Преимущества и недостатки**
**Преимущества:**
- **Понимание клиентов**: Помогает глубже понять, что действительно важно для клиентов.
- **Стратегическое планирование**: Способствует более точному планированию разработки продукта, фокусируясь на ключевых аспектах, которые
увеличивают удовлетворенность клиентов.
- **Инновации**: Стимулирует инновации, подчеркивая важность привлекательных факторов, которые могут сильно отличать продукт на рынке.
**Недостатки:**
- **Сложность интерпретации**: Иногда трудно четко классифицировать факторы, поскольку они могут изменяться со временем или в зависимости от контекста рынка.
- **Затраты на исследование**: Требует тщательного сбора и анализа данных, что может быть времязатратным и дорогостоящим.
- **Ограниченное применение**: Не всегда подходит для всех типов продуктов или услуг, особенно в быстро меняющихся или высокотехнологичных отраслях, где клиентские предпочтения быстро меняются.
Таким образом, модель Кано предоставляет руководителям продуктов ценный инструмент для улучшения удовлетворенности клиентов и конкурентоспособности на рынке, позволяя делать обоснованные решения о приоритетах разработки продукта.
# Другие материалы
[Модель Кано — инструкция по применению](https://vc.ru/design/578714-model-kano-instrukciya-po-primeneniyu)