Так сложилось, что люди любят крайности, и при принятии решений большинство склоняются к двум основным категориям:
- Сфокусированные на данных (Data-Driven Decisions) и формальных алгоритмах и ненавидящие "магическое" мышление. Особенно в организациях безопасно предлагать решения на основе аналитики. Но такие предложения редко реализуются в области стратегии.
- Сфокусированные на интуиции и инсайтах и всячески обесценивающие культуру финансово выверенных бизнес-кейсов.
### И по сути в чем-то правы и те, и другие:
### Ограничения веры (Прыжков веры)
Интуиция не бывает не ангажированной: когда человек ХОЧЕТ чтобы что-то было правдой, включается когнитивное искажение (механизм защиты психики), ведущее к игнорированию любых фактов, способных пошатнуть его веру... И факты упрямая вещь - большинство прыжков веры заканчиваются плачевно. Собственно поэтому вторым на рынке быть очень выгодно. (см. [[Преимущества и минусы первопроходца]]])
#### Ограничения данных
Данные — это мощный инструмент, предоставляющий ценную информацию о прошлом и настоящем. Они могут указывать на тенденции, помогать оптимизировать процессы и повышать эффективность. Однако данные имеют одно существенное ограничение — это всегда зеркало заднего вида !
> [!Attention] Из будущего данных не поставляют
#### Необходимо объединить подходы
![[DALL·E 2024-03-05 between data-driven decision-making.png|300]]
Инновации часто требуют "чувствовать рынок" — понимания рыночных трендов и драйверов, которые выходят за рамки текущих данных и аналитических моделей. Это не значит игнорирование данных, но признание того, что принятие решений людьми иррационально, но это не значит непредсказуемо, скорее наоборот. Инновации требуют смелости формировать и проверять гипотезы, даже если они не подтверждены данными.
Идеальный путь — не выбор между "прыжками веры" и решениями, основанными на данных, а их синергия. Использование данных для понимания текущего состояния и идентификации возможных рисков и проблем является ключевым. Однако, когда дело доходит до стратегии и инноваций, важно также доверять способности понимать людей и быть открытым к новым идеям. При этом Инсайты, обнаруженные в данных, часто служат отправной точкой в формировании гипотез, но не ограничены ими.
В международной практике решения, которые учитывают данные, но значительно выходят за их рамки, принято называть Data Informed Decision .
В мире, где изменения — это единственная константа, Data-Driven Decisions откровенно тупиковая ветвь, которая экономичнее шараханья "прыжков веры", но точно обрезает пути к успеху.
Вместо того, чтобы рассматривать данные как единственный источник истины, лучше использовать их в качестве одного из инструментов в арсенале стратегического управления ))
### Tesla и электромобили
**Данные и факты:**
- **10-ки привалившихся стартапов** даже в условиях отличного финансирования.
- **Жесткое нефтяное лобби** долгие годы блокировало развитие альтернативных моделей транспорта.
- **Высокие затраты на производство и низкое качество аккумуляторов** ограничивало привлекательность электромобилей для широкого круга потребителей.
- **Ограниченная инфраструктура зарядных станций** делает использование электромобилей неудобным для дальних поездок. Кто не видел мемы про авто с дизель-генератором в прицепе ?
**Интуиция(?):** Маск решил инвестировать в производство электромобилей несмотря на то, что в тот момент большинство автомобильной индустрии скептически относилось к электромобилям.
Понимая, что:
- политические круги созрели к сокращению зависимости от стран - производителей нефти - и это ослабит нефтяное лобби;
- премиальный сегмент рынка ориентирован на экологические виды продуктов, и на самом деле уже не рассматривает автомобиль как средство перемещения на большие расстояния. И с легкостью пожертвует "дальноходностью";
- производители автомобилей не воспримут серьезно эпатажное продвижение "суперкаров".
**Стратегия:** На основе масштабируемой технологии создания аккумуляторов необходимого качества Маск вошел в сегмент автомобилей премиального, а не массового спроса. И только после доброжелательного принятия технологий и инициации проектов создания сетей зарядки начал экспансию в массовый сегмент.
## Выводы и рекомендации:
1. **Синергия подходов:** Лучшие решения сочетают в себе анализ данных, понимание и стратегию, используя интуицию и взаимодополняющие достоинства.
2. **Data Informed Decision:** Подход, предлагающий использовать данные как инструмент, а не как единственный источник правды, поддерживая инновации и гибкость в принятии решений.
3. **Магическое мышление**, соединение с телом и гороскопы не имеют отношения к формированию решений, но могут помочь запустить интуитивные процессы оценки чисто рациональных решений.
#misunderstandings
Up::[[Общие заблуждения в области управления продуктами]]
%%
"Данные показывают прошлое, интуиция и понимание ведет к будущему. Найдите ваш баланс! ⚖️ #СтратегическоеМышление"
%%