### Основные школы и направления в области JBTD
1. Основной подход JBTD (Clayton Christensen): Этот подход сосредоточен на выявлении и анализе конкретных "работ", на которые люди нанимают продукты или услуги. Этот подход стал частью Business Model Canvas Остервальдера.
2. Подход найма и увольнения: Этот подход исследует, почему потребители "нанимают" и "увольняют" продукты или услуги. Авторы Bob Moesta и Chris Spiek, значительно развили это направление, внедряя принципы интервью о смене продукта.
3. Эмоциональные и социальные задачи: Этот подход расширяет основную концепцию JTBD, включая в нее эмоциональные и социальные аспекты потребительского выбора. Alan Klement в своей работе акцентировал внимание на том, что люди не только пытаются выполнить определенную задачу, но и ищут определенные эмоциональные и социальные результаты. ( В Business Model canvas тоже используется концепция видов работы)
4. Подход компонентов продукта: В этом направлении основное внимание уделяется тому, как отдельные компоненты или функции продукта могут помочь потребителям выполнить различные задачи. Этот подход часто ассоциируется с работами Tony Ulwick, который разработал методологию "Outcome-Driven Innovation".
![[Jobs To Be Done - Основные школы 23-09-26 09.14.43.excalidraw.svg|400]]
%% [[Jobs To Be Done - Основные школы 23-09-26 09.14.43.excalidraw|Edit]]%%
### Основные элементы подхода "Jobs-to-be-Done" (JTBD) используемые в Стратегической мастерской
Мы объединили ключевые элементы различных школ и используем следующие элементы (мы постарались сохранить ключевые терминологические особенности, в ущерб унификации терминологии вполне осознанно)
1. Основной Клиентский сценарий (Job Story): Это краткое и общее описание контекста, в котором клиент сталкивается с определенной проблемой или потребностью и использует продукт для ее решения. Этот элемент помогает понять, как продукт может соответствовать или превзойти ожидания клиента.
- Частный клиентский сценарий : Конкретная жизненная ситуация в которой возникает потребность в использовании продукта .
2. Основная работа продукта (Core Job):
Это четкое определение главной задачи, которую продукт решает для клиента. Она часто формулируется с помощью глагола и существительного, чтобы отражать действие и его результат. Например: "Заправить автомобиль" или "Сохранить воспоминания".
- Дополнительная работа продукта: Эти задачи поддерживают основную работу и могут представлять собой дополнительные функции или особенности продукта.
3. Этапы выполнения работы (Job Steps): Эти этапы описывают укрупненную последовательность действий, которые клиенту необходимо выполнить для достижения цели или решения проблемы с помощью продукта.
- Конкретные шаги выполнения работы (User Stories): Это детальное описание отдельных взаимодействий клиента с продуктом или действий, выполняемых продуктом автономно. Каждая история пользователя обычно фокусируется на одной основной потребности или функции.
4. Ценность продукта (Outcomes): Это результаты или выгоды, которые клиент получает от использования продукта в целом. Ценность часто связана с конкурентными преимуществами продукта по сравнению с другими вариантами на рынке. ( Функциональная, Персональная, Социальная)
- Ценность удобства использования: Это относится к тому, насколько продукт облегчает или улучшает процесс выполнения задачи для клиента по сравнению с конкурентами на конкретных этапах выполнения работы.
## Пример основных элементов JTBD для продукта "Швейцарский нож"
![[Pasted image 20230926111216.png|300]]
### 1. Основной Клиентский сценарий (Job Story)
Турист готовится к путешествию и осознает, что он не может взять все нужные инструменты, ему нужно компактное устройство для решения разнообразных задач в походе.
**Частный клиентский сценарий:** Туристу нужно быстро починить палатку, Он использует Швейцарский нож, чтобы распутать узел, отрезать веревку и сделать новые отверстия шилом .
### 2. Основная работа продукта (Core Job)
- Надежно упаковать широкий спектр инструментов, сохранив максимум функциональности.
Дополнительные работы продукта:
- Открывание консервных банок.
- Высекание искры для разжигания костра.
- Подстригание ниток, ногтей .
- Ремонт устройств содержащих винты и гайки
### 3. Этапы выполнения работы (Job Steps):
1. Выбор нужного инструмента на Швейцарском ноже,
2. Использование этого инструмента,
- Смена инструмента на дополнительный,
3. Сложить инструмент обратно.
### 4. Конкретные шаги выполнения работы (User Stories):
*Когда туристу нужно нарезать продукты для приготовления еды, он достает Швейцарский нож, выдвигает Длинное лезвие, нарезает продукты и затем аккуратно складывает лезвие обратно.*
### 5. Ценность продукта (Outcomes):
- Функциональная:
- Компактный инструмент, который может заменить несколько отдельных инструментов. Экономия места и веса в путешествиях.
- уход за собой пинцет, ножницы, зубочистка
- компактность и легкость в переноске.
- Персональная:
- Ощущение готовности ко всему, уверенность в путешествиях.
- Надежность инструмента, было бы неприятно в путешествии лишиться сразу всех инструментов.
- Социальная:
- Возможность продемонстрировать навыки выживания, быть "тем парнем" в группе, который всегда готов помочь. Ценит качество и надежность.
Ценность удобства использования:
- Легко переключаться между инструментами,
- не требуется особых навыков для использования основных функций,
- Острота режущих инструментов
- Шило лучше чем отдельный инструмент, за счет использования рычага
Таким образом, Швейцарский нож представляет собой многофункциональный инструмент, который предлагает ряд преимуществ, как в функциональном, так и в социальном аспекте, а также обеспечивает удобство использования для клиента.
# Материалы
- [[Выбор рынка для поиска ниши стартапа]]
- [[📖АЛАН КЛЕМЕНТ Когда КОФЕ и КАПУСТА конкуренты]]
## Школа Юрия Дрогана
![[JBTD_9.png]]
![[Концепция Jobs To Be Done 24-11-01 13.32.excalidraw.svg]]
%%[[Концепция Jobs To Be Done 24-11-01 13.32.excalidraw.md|🖋 Edit in Excalidraw]]%%