Начало :: [[Концепция Руководитель продукта как мини-СЕО]] # Четыре ключевые роли в компании связанные с управлением продуктом Руководитель продукта как MiniCEO, на мой взгляд одно из самых эпичных заблуждений на тему роли руководителя продукта, отражающее академические заблуждения в отношении сразу четырех ролей в продуктовой компании: - Руководитель Продукта - Директор продуктового направления (CPO) - Исполнительный директор (CEO) - Основатель компании (Founder) Давайте подробнее рассмотрим каждую из этих ролей и их отличия в порядке появления в развивающейся компании: ![[Четыре ключевые роли в компании связанные с управлением продуктом 24-03-12 08.34.46.excalidraw.svg|600]] %%[[Четыре ключевые роли в компании связанные с управлением продуктом 24-03-12 08.34.46.excalidraw|🖋 Edit in Excalidraw]]%% ## **1. Основатель компании (Founder)** Это человек или группа лиц, инициировавших бизнес. на начальном этапе основатели распределяют роли стратегического, технического и продуктового управления, но по мере развития компании фокус перемешается с управления продуктом на управление миссией и культурой компании. ***Роль основателя созидательная и подразумевает лидерскую позицию** - направленную на внешнюю среду компании и формирование стратегии в идеале на основе глубокого понимания драйверов изменений.* Основная ценность в формировании Уникальности компании. ## 2. Исполнительный директор (Chief Executive Officer, CEO) Первый руководитель ТОП уровня который появляется в компании. Вопреки медийному представлению о роли CEO, он формирует исполнительные подразделения компании "1000 мелочей, которые нужно сделать правильно" и несет конечную ответственность за управление компанией и принятие операционных(тактических решений), *участвует в формировании стратегии и ответственен за ее реализацию*, но не определяет ее. - Совмещение роли Основателя и Исполнительного директора на этапе развития компании ведет к так называемой ловушке основателя и CEO типа Элона Маска, Стива Джобса или Генри Форда это скорее ошибки выживших чем хороший пример для подражания. - CEO взаимодействует с советом директоров, инвесторами и отвечает за финансовые результаты, поддержку культуры компании и стратегические партнерства. **Роль CEO управленческая** - направлена внутрь на людей и общую структуру компании. И основная ценность состоит в том что от 70 до 90% любой современной компании НЕ УНИКАЛЬНЫ и компания не должна изобретать велосипед во всем ! ## 3. Руководитель Продукта (Product Owner/Manager, PM) Руководитель среднего уровня, который появляется уже на этапе создания MVP, однако полноценное влияние появляется в 3 "пакете" развития компании, в отличие от CEO "снимает" с основателя погружение в конкретные потребности пользователей и управление задачами развития продукта. В дальнейшем в рамках интегративной роли функции управления продуктами, ответственен за адаптацию и развитие продукта и формирование решений, в соответствии с этапом жизненным цикла продукта и согласованной стратегии, а также за управление и координацию действий команд вовлеченных в цепочки **создания и захвата ценности**. Начиная от маркетинга и заканчивая командой разработчиков для достижения целей продукта. PO/PM "играет" на поляне которую создает для него CEO и использует необходимые ресурсы компании. Фокусируется на определении пользовательских потребностей и превращении их в функциональные и успешные продукты с успешным клиентским опытом (Customer experience, CX). **Роль PO,PM интегративная** - Стыкует лидерскую и управленческую позиции на уровне конкретного продукта (ценностного предложения компании) ## 4. Директор продуктового направления (Chief Product Officer, CPO) Руководитель ТОП уровня и отвечает за развитие процессов продуктового управления в компании и общую рыночную продуктовую стратегию компании. Роль появляется последней из рассматриваемых ролей в компании. CPO работает над портфелем продуктов через управление руководителями продуктов и устанавливает долгосрочные цели и приоритеты в продуктовом развитии. Эта роль требует глубокого понимания рынка и способности видеть портфель продуктов в более широком бизнес-контексте. Начиная с этапов жизненного цикла и заканчивая развитием экосистемы # Что происходит когда компания заражена Вирусом Mini-CEO ? **Руководитель продукта - Выгорает и находится в конфликте с CEO** Т.к. автономность и область влияния сильно преувеличены, специфика и основные задачи роли теряются. В то время как PM вносит значительный вклад в разработку продукта, его роль и ответственность являются частью более широкой команды и стратегии компании, и находятся под влиянием Основателя, Директора по продукту и Исполнительного директора Становясь CEO - Основатели и продукты пытаются по прежнему управлять продуктом и выгорают либо теряют зону своей реальной ответственности. ## Основатель Попытки передать ответственность основателя за уникальность компании не всегда приводят к фатальным последствиям , но всегда лишают компанию части потенциала. Негативные явления ранжируются от микроменеджмента, до хаотических прыжков веры Понимание различий и взаимодействия этих ролей помогает создать более четкую картину управления продуктом и компанией, а также обеспечивает более эффективное и целенаправленное взаимодействие внутри организации. ## Если вы строите карьеру в управлении продуктами , кем бы вы хотели стать "когда вырастите" ? - Исполнительным директором - Директором продукта - Основателем - Другое P.s. Безусловно предложенные роли это только "лучшие практики собаководов", и я буду очень рад если вы поделитесь успешными кейсами P.s.2 За периметром нашего обсуждения остались Совет Директоров, CMOб CTO , CFO, CCO и о их влиянии на продукт компании как нибудь в следующий раз ) change date:`=this.file.mtime`